НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ПО СТАРЫМ СХЕМАМ
Центрально-азиатский информационный портал «News-Asia» в конце прошлого года (24.12.2014 г. ) преподнес всем нам «новость» о том, что в Кыргызстане стартовала очередная новая правительственная программа «Безопасный город», которая предусматривает установку камер видеонаблюдения в Бишкеке, Оше и на трассе «Бишкек-Каракол». А также о том, что в настоящее время проект находится на стадии выбора компании, которая закупит и установит видеоаппаратуру. В Бишкеке, например, камерами будут оборудованы целых 197 перекрестков, 18 общественных мест и границ города, 200 мобильных пунктов ДПС, ну… и так далее.
Слов нет, очень полезный и необходимый проект, который уже давно реализован в других цивилизованных странах . Он помогает ППС и автоинспекции успешно пополнять государственную казну, бороться с дорожной преступностью, пьяными водителями и просто гражданами,не умеющими ( или не желающими ) ездить по городским дорогам по соответствующим правилам или подчиняться законным требованиям людей в милицейской форме.Давно пора! Однако, чем больше начинаешь представлять образ современного и безопасного с этой точки зрения Бишкека, то сразу начинаешь задавать себе какие-то, едва ли уместные на фоне такого замечательного проекта вопросы.Например, а как совместить далеко не современное состояние наших городских дорог с таким современным проектом? Ведь проект такого плана это лишь часть нашей дорожной проблемы ( и не главная при этом, главная то — это состояние самих дорог ). Сама же «новость» от «News-Asia» и, звучащие за нее голоса этот первый вопрос обходят пока молчанием.
Ну, да Бог с ними. Прямых ответов на проблемные вопросы никто уже и не ждет от нашего правительства. Однако ниже,мы все-такиеще вернемся к так называемой дорожной инфраструктуре, которая имеет к изложенной нами теме непосредственное отношение.
Во-вторых , как многие помнят, самопредложение реализации программы «Безопасный город» в Бишкеке и Оше вовсе не такая уж и «новость». Принадлежала онов свое времяэкс-премьер-министру О. Бабанову в начале 2012 года и была одной из идей молодого премьера, пытавшегосятаким образом«пропиарить» свое понимание реформ. И былаэта идея даже частичнов незначительных размерах реализована в некоторых местах обеих кыргызских столиц – северной и южной. Говорят, чтопотом это якобы повлияло даже на сокращение преступности. И, если это правда, то, скорее всего, только в тех местах, где и были установлены первые китайские видеокамеры. Однакос « окончательным решениепроблемы» все пошло как–то сразу«не так»( а, может быть «так», как уи бывает). Оказалось, чтотендер, победителем которого стала однакитайская компания, был проведен с серьезными нарушениями. Членам тендерной комиссии, по их словам, дажене далихотя бы краем глаза взглянуть на технико-экономическую документацию проекта( об этом рассказывал впоследствии один из членов тендерной комиссии — депутат Д. Бекешев). Полный контрольнад проектом с самого начала взял в свои руки О. Бабанов и никого к нему не подпускал. Даже бывшего главу МВД З. Рысалиева, которого вообще в ту пору, по его же собственным признаниям в парламенте, отодвинули от всяких решений по проекту, словно пешку. Хотя о последнем, не смотря на его статус «пешки», на заседании ЖК КР, в апреле 2013 года, посвященному судьбе проекта, один из представителей фракции «Ата-Мекен» ( с чего бы это? ) стал распространять слух как о должностном лице, который взял 200 тысяч баксов за то, что тендер выиграла та самая китайская компания.Правда, подобных слухов с указанием конкретной суммы «отката» в адрес самого «попечителя проекта»никто публично не распространял. Или не осмелились, или..?Вместе с тем, результаты тендера отменили, договор с китайской компанией денонсировали, а проект заморозили, как говорится до «лучших времен», но уголовного дела не возбудили, поскольку «материальный ущерб нанесен не был» ( ? ), и все, кто имел к проекту близкое отношение остались довольны, поскольку «свое» наверняка получили.
Словом, все тоже, все так же, как оно и было уже на протяжении многих лет! Хоть в предреволюционные, хоть в постреволюционные, хоть в переходные или иные другие времена, потому чтов нашей горячо любимой стране ко многим сферам управленияуже давно допущены ( и с неизменным постоянством один сменяет другого ) не государственники, а политиканы, мошенники и барыги. А главный принцип у таких «управленцев-менеджеров» на государственной службе, когда они попадают на высокие государственные должности, всем известен — «Отныне и навсегда перестать быть бедным!». В таком жизненном принципе, согласимся, ничего предосудительного или нечеловеческого нет. А сам принцип, кстати, придумал еще два века назад министр наполеоновской Франции Талейран. Но ведь не все же времяи не всем же подряд этот принциптак открыто и бессовестно эксплуатировать, причем только за счет своей собственной страны, которая и так уже ограблена многократно.Ав ближайшем будущем ее ожидают еще более непростые времена в глобально изменяющемся мире. Ведь надо все же понимать, что Кыргызстан по своим ресурсным возможностям – это ведь далеко не Россия, и даже не Китай. Страна может просто сама по себе надломиться в один прекрасный момент.
Но вот прошло некоторое время, и в «верхних эшелонах власти» вновь зазвучали «заинтересованные голоса». « Что у вас там с проектом «Безопасный город»? Город-то становится все опаснее!Спецсигналы отменили. Везде непробиваемые пробки, особенно в центре, где располагаются офисы главных административных, государственных, муниципальных и политических структур. Машин развелось не меряно! Да и сам проект по стоимости – такой лакомый кусок пирога.Упустить, что ли хотите?! Куда вы его замотали? Два года прошло, результатов все нет! Надо отменить через суд!»
« А это та китайская компания виновата, все судится с нашим правительством за понесенные убытки, –стали отвечать им «ответственные лица»,- « ведь частично они этот проект успели реализовать в Бишкеке, затратыпонесли, убытки потерпели. Так что пока правительство не разберется с первым тендером, второго проводить нельзя». « Э-э-э, вы, что такое несете!?А если китайская компания еще три года будет судиться!? Нам этот проект нужен! Деньги то с чего брать на жизнь, «детишкам на мелочишку» и прочее?! — уже в полный голос закричали «заинтересованные голоса». Пусть с теми, которые из прежнего правительствас проектом напортачили, Генпрокуратура разбирается. А проект надо реализовать, и все тут!!»
И проект «Безопасный город» реанимировали. О «реанимации» проекта руководство МВД Кыргызстана заявило в начале сентября 2014 года. Преддверием или предлогом для «реанимации» стали последние законодательные поправки, которые увеличивают штрафы за нарушение ПДД. Их автором стал известный своей законодательной активностью в парламенте страны депутат от партии «Ар-Намыс» Д. Бекешев, который, кстати, уже входил и в состав прежней тендерной комиссии 2012 год по проекту «Безопасный город», но вышел из нее, не дождавшись от прежних «инициаторов» технико-экономического обоснования проекта.И потому за этой «инициативой» нам почему-то смутно видится волевой лицо «Железного Феликса».
А в середине сентября года 2014 года Д. Бекешев даже лично обратился к Президенту А. Атамбаеву с просьбой о принятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения. При этом, в числе мер, содержащихся в обращении Президенту депутат Д.Бекешев предлагает запретить ( кроме автотранспорта Президента и его охраны ) использовать тонировку на автостеклах, отменить «ведомственные и оперативные госномера», лишить сотрудников ДПС право изымать водительские удостоверения и, наконец, профинансировать из республиканского бюджета работы по обустройству городов дорожнойинфраструктурой. И, если мы правильно понимаем, депутат поднял в обращении ту часть проблемы кыргызстанских дорог, которая затрагивалась в самом начале нашей статьи: регулярные ремонты и реконструкции дорожного полотна, нанесение четкой разметки, установление дорожных знаков-указателей, необходимого уровня освещения в таких местах и т.д.Так вот, забегая немного вперед, мы хотели бы особо отметитьдля читателей один, но существенный момент: из пяти фирм, отобранных на этапе вскрытия заявок для участия в проекте, ( это, когда тендерная комиссия в прямом эфире ОТРК вскрыла заявки ), последние три вида изперечисленных нами для улучшения дорожной инфраструктуры взяла на себятолько однакыргызско-российскаякомпания – «Стилсофт-Бишкек», имеющая в этом деле опыт.
Конечно, на этапе вскрытия тендерных заявок присутствовали и присматривалиськ процедуре проведения свободного конкурса другие компании, а не только эти пять. В качестве наблюдателей, например. Потенциально способные инвесторы хотят убедиться ( и это естественно! ) в том, насколько объективно новые власти Кыргызстана способны по новым, не коррумпированным схемам проводить такие вот свободные конкурсы и определять победителей. Но как изпяти компаний, которые прошли во второй тур будет определяться победитель ?Ну-у уж, конечноо-о-очень ответственно ! Да еще и в течение целых двух месяцев, начиная с 1-го декабря 2014г.! С привлечением независимых экспертов, с проведением анализа всей проектно-технической и сметной документации и проч., и проч., и проч. Проект-то ведь непростой ! Он и масштабный, и передовой, и ключевой ! Об этом во всеуслышание сообщил неискушенной публике через свою пресс-службу и Агентство «АКИpress»председательтендерной комиссии, он же — зам. министра МВД КР К. Асанов. А со стороны правительства проект курирует вице-премьер В. Диль. Это, так сказать, для лучшего понимания расстановки на поле дляигры под названием «Безопасный город». Потому что, если во время первой попытки проталкивания проекта в жизнь, «королем» на этом поле был О. Бабанов, а З. Рысалиев«пешкой», то нетрудно предположить, что сейчас В. Диль — это , по меньшей мере, «ферзь» или «король». Но может быть, и другой «король». А, если это так, токто может быть таким «королем» из лидеров парламентской коалиции большинства, реанимировавшим проект через ЖК и с которым В. Диль тесно связан — догадаться не трудно!
Чтобы не утомлять вас, перечислим эти компании по ключевому «имени» в названии каждой. И в таком же порядке, в каком они были названы по публикации в «АКИpress». А дабы читатель смог сам быстро сообразить ( опираясь на простую логику, без напыщенных и пафосных определений, да всякого словесного тумана ) — какую из них Кыргызстану выгодно «принять на работу», укажем: какую цену они предложили Кыргызстану за реализацию проекта в своих заявках; в каких странах юридически и фактически зарегистрированы; чьи капиталы, совместно используют, и какой имеют опыт по выполнению подобных работ.
Правда, это только одна сторона сей медали. Важная, но не главная. Главная – это сумма «отката», которую наши «герои»- чиновники уже решили «снять»с компании- победителя, которого они сами же и объявят!!!Уже сейчас. Без всяких там скучных и глубоких экспертиз, про которые так «вдохновенно» рассказал уважаемой публике К. Асанов. Разумеется, лишь после получения с ее стороны гарантий на «откат» в их сторону, который, как нам стало известно, составляет — $ 2 «лимона» «зеленых бакинских денег»! И кто из 5-ти участников тендера, прошедших в «финал» уже согласился такую сумму «дать» — тоже известно!
Но, тем не менее, надо же нашим читателям понять, какая«работа» предшествовала сегодняшнему «выбору»кураторов проекта.
Вот эти компании:
— Компания «Десса» ( Молдова ) – $ 60 млн.;
— Компания «Топформ» ( Китай ) — $ 49,8 млн.;
— Компания «Озон»( Турция ) — $ 72,2млн.;
— Компания «Стилсофт-Бишкек»( Кыргызстан-Россия ) — $ 62,03млн.;
— Компания «Антео» ( Швейцария )$ 69,068 млн.
Что такое Компания «Десса», которая после китайцев «втиснула»» свои услуги в самую низкую стоимость? Если откровенно, то непонятно что это за компания. Компания не имеет даже своего сайта, где можно было бы о ней что-то узнать.Очевидно, что и опыта работы тоже у нее нет, поскольку была она зарегистрирована лишь в августе 2014 года. Известно, что имеет она только одну лицензию, полученную после собственной регистрации,сроком на пять лет. Не знаем точно, согласилась ли эта фирма на «откат» или нет ( не согласилась, вероятно, деньги-то сейчас у нее откуда, если ее только-только «записали» под наш или какой-то другой проект). «Однодневка», сразу видно, а что с такой возьмешь? Очень ненадежна. А, если еще возьмутся, да не сделают ничего толком! Скандал разразиться может. «Нет, не надо нам таких «пришельцев», — решили «рулевые» проекта, не приняв во внимание даже того, что протащили эту компанию на тендер как креатуру А. Бообекова – начальника Информационно-аналитического центра МВД КР.
Вот следующая за ней — китайская Компания «Топформ». Это уже более солидное предприятие.Известно с 1997 года. Является одним из игроков на рынке телекоммуникаций Китая. Да и стоимость своих услуг оценивает в заявке ниже всех – $49,8 млн.!Наверное, их бы и надо было нашим «экспертам», предварительно посовещавшись еще примерно месяц, записать на бумажке как наиболее вероятного победителя. Но нет,оказывается, уже всё и без тех самых «экспертов» известно! Победителем, по нашим сведениям, будет не она, а совсем другая компания. Да и качество у китайцев сами знаете, какое… Хотя китайцы ( в отличие от европейцев ), как утверждают знающие люди, идут на «откаты». Но, может быть «дают» не столько, сколько желали бы сорвать с них нынешние временщики из правительства? Эта компания уже «оборудовала» своими видеосистемами перекресток в г.Оше. Сегодня толком ничего не работает. Опасно их объявлять победителями, скандал сильный может начаться и весь «шахер-махер» вскроется. За такие «дела» одна Жыка-эже( депутат парламента с Юга Ж. А. Жолдошева ) так может «тряхнуть», мало не покажется! Она ведь наверняка об этих неработающих перекрестках в Оше знает! Еще на первом заседании ЖогоркуКенеша, когда речь зашла о «размораживании» проекта «Безопасный город», Ж. Жолдошева очень недружелюбно к этому делу отнеслась. Предположила, что инициаторы требуют от парламента одобрения проекта не зря, а потому, что у кого-то из местных предпринимателей из-за экономического кризиса и удорожания доллара видеокамеры « зависли» — продать не может! Вот и пытается, таким образом, государствуих всучить.Нет не надо нам таких «головняков», не пойдет!
Но в данном случае ЖылдызканАйтибаевна предположила лишь самое простое, а дело то закручивалось куда как сложнее и масштабнее по замыслу и деньгам. Депутат ДаниярТербишалиев тожепублично высказал свои сомнения вообще в эффективности самого проекта. Он считает, что его необходимо реализовывать вместе с реформами всей правоохранительной системы ( ИА «24. kg» 8.12. 2014 г. ). Кстати говоря, правильно считает, потому что система по-прежнему насквозь коррумпирована! Но объясняет он свою позицию, по нашему мнению, как-то слишком уж заумно и утопично.
Турецкая Компания «Озон» оказалась тоже какой-то «засекреченной». Полноценной информации о ней совсем немного, кроме странички в фейсбуке на турецком языке. И всю технико-экономическую документацию проекта турки представили тоже на турецком языке, что противоречит тендерной заявке (заявка должна быть составлена на русском языке). «Откат» почти наверняка не хотят давать. У них там сейчас при президенте Эрдагане о-о-очень с такими делами строго. При том заломили туркисамую высокую стоимость будущего контракта — больше $72 миллионов! А сами-то — тьфу, всего лишь дочернее предприятие, консультант — продавецвидеооборудования. Установкой оборудования у них занимается совсем другая какая-то фирма –турецкий филиал германской компании «Сварко», что ли!? Короче, сам черт голову сломит. Нет, не пойдет!
Компания-консорциум «Стилсофт-Бишкек» ( Кыргызстан-Россия ) наоборот имеет о себе много вполне достоверной и достойной информации, что позволяет судить о ее серьезности и благонадежности как делового партнера. Есть отзывы заказчиков, по которым можно судить об уже успешно выполненных имипроектах. Часть российского капитала компании – это собственные заводы и сборочные цеха, расположенные в г. Ставрополе и г. Екатеринбурге. Имеется штат IT-специалистов, способных выполнять задачи по проектированию, установке и сопровождению подобных современных проектов. Ониединственные, кстати, предложили, как мы уже писали выше, дополнить реализацию проекта проведением работ по улучшению дорожной инфраструктуры на всех участках, то есть: нанесение разметки, установление дорожных знаков внесенных в проект. И, несмотря на эту дополнительную работу, стоимость своих услуг компания оценивает недорого, находясь на третьем месте после китайской и «липовой» молдавской фирмами«Тогда кто же пойдет, в конце-то концов?!» – закричали в нетерпении «заинтересованные лица».
Да, вы и сами, уже,наверное, догадались. В «сухом остатке» -Компания «Антео». А что? Информации о ней много в Интернете. Крупная швейцарская компания с неплохим опытом и местом в мировом рейтинге компаний по комплексной безопасности. Это серьезное обоснование, и нам на руку играет. И по размерам стоимости контракта стоит не на первом, а только на втором после турок месте – всего каких-то там $ 69 млн.с хвостиком. И что из того, что она на самом деле только разработчикпрограммного обеспечения и системотехнических решений? Для непонятливых – мозговой центр, который продает дорогостоящие идеи, а исполняют эти идеи другие компании-партнеры. «Антео» развивает умные города, но никак не безопасные. Нам до «умного» города еще, как минимум, лет 20. У компании нет ни производственных заводов, ни сборочных цехов. Только разработка программных обеспечений и всё ! А электронный КУБ для них — это вообще новое. Для нашего же МВД — основа реформы. Да и не это главное! Главное, что владеют-то этой компанией не швейцарцы там какие, а друзья и единоверцы нашего вице-премьер министра В. Диля. Свои люди!С ними он, вероятно, близко сработался еще лет пять тому назад, когда возглавлял дирекцию по строительству малых и средних ГЭС в рамках реализации проекта «Малая энергетика», а «Антео» строил такую ГЭС в Иссык-Атинском районе. Поэтому «откат», который требуется, готовы дать хоть сейчас! Так что вопрос решен. «Антео» станет победителем «свободного конкурса» и никто другой!
Правда, есть в этом уже почти, что решенном деле один нюанс. Так себе, всего-то ничего: возмещать ведь средства инвестора Кыргызстан будетиз республиканского бюджета – за счет административных штрафов, взысканных за нарушение правил дорожного движения. Из расчета 50% от суммы общих затрат. Так предусматривалось условиями тендера с самого начала. Но «Антео», согласившись на предложенный кыргызской стороной «откат», настояло на том, что этот процент будет теперь составлять не 50, а 80%. Таким образом, за «материальное благополучие» наших чиновников из правительства, которое они создают себе путем таких вот нехитрых «схем», государство должно возместить из госбюджета за счет нас с вами – малоимущих и средне имущих граждан, не видевших никогда в глаза даже гораздо меньшие суммы, не 36-37 млн. долларов США, как планировалось, а более $ 57 миллионов !
Поэтому порой кажется, что никакие, даже самые публичные, и на первый взгляд «независимо» обставленные конкурсы, уже, наверное, не спасут страну и ее ресурсы от кулуарных договоренностей ( точнее тайных сговоров ) местных временщиков-бюрократов с нечисто работающими инвесторами, которых хватает и за кордоном.Почему спросите вы? Ответ прост: потому что у нас в стране никогда не будет создан общественный и гражданский контроль. Менталитет не позволяет!Демонстрация тендеров по телевизору и размещение информации на официальных сайтах – это не контроль, это его профанация контроля! Мы, конечно, не за то, чтобы создавать в Кыргызстане некий РАБКРИН сталинского типа ( РАБКРИН – это Рабоче-крестьянская инспекция в статусе министерства, созданная в первые годы советской власти ). Но, тем не менее,четко и последовательно налаженный общественно-гражданский контроль избавил бы нас от многих проявлений той самой коррупции, борьба с которой, прямо таки не сходит с языка политиков, политологов, тележурналистов, аналитиковвсех мастей и им подобных, состоящих на службе«идеологического обеспечения» ныне действующей власти.
И про уж какое такое сложное вскрытие и разоблачение каких-то там очень хитрых схем разворовывания государственных средств в разных ведомствах Кыргызстана весь прошедший год нам рассказывали по телевидению и через другие СМИ ? Ведь по-прежнему у вас под носом , уважаемые « борцы с коррупцией» очень надежно работает старая «добрая» и незамысловатая взятка в виде «отката», которая-то и наносит наибольший материальный и моральный урон Кыргызскому государству! И ничего с этим поделать вы не можете! Признайтесь в этом честно, хотя бы один раз публично, господа!