Есть женщины, чья красота — на все времена, чья грация и неизъяснимая прелесть бесспорны. В разные исторические эпохи их называли то Прекрасными Дамами, то гениями чистой красоты. Одри Хепберн — одна из них — тонкая, изысканная, нежная, как аромат цветка или дуновение свежего весеннего ветра. Кажется, что жизнь таких красавиц — это нескончаемая череда удовольствий и побед. Но так ли это на самом деле?
…Она родилась в 1929 году в Брюсселе. Это был неспокойный год — в мире свирепствовал жестокий экономический кризис, в Германии к власти рвались нацисты, в Советском Союзе шёл «великий перелом». А в семье Джона Виктора Растона-Хепберн и его манерной красавицы-супруги Эллы ван Хеемстра появилась на свет девочка, которую нарекли Одри Кэтлин.
Мать Одри была женщиной светской, властной и непримиримой к слабостям. Ещё бы — аристократка по крови и по духу, она не терпела возражений. С детства Одри слышала непререкаемую фразу: «Настоящая леди не может иметь вес более 46 килограмм!» Все, кто впоследствии восхищались изяществом Одри, вряд ли задумывались о том, как дорого может обходиться идеальная стройность!
Жёсткая мать и мягкотелый отец так и не сумели создать крепкий союз — в середине 1930-х родители Одри расстались. Девочка тяжело переживала уход отца из семьи. Ещё бы — маленькая Хепберн тянулась именно к нему, такому доброму и понимающему, а не к холодно-аристократичной матери.
После развода Элла с дочкой переехали жить в Нидерланды. Мать Одри заботилась не только о будущей красоте своего единственного ребёнка — девочке было дано самое престижное воспитание. Госпожа ван Хеемстра вряд ли полагала, что начавшаяся в Европе война перечеркнёт все её планы. Во время немецкой оккупации аристократка вела себя тихо и разумно — даже сменила своё «чересчур английское» имя Элла на тевтонское — Эдда. Иначе вели себя мужчины из рода ван Хеемстра — все они вступили в ряды Сопротивления. Впоследствии Одри расскажет, как во время войны ей постоянно хотелось есть. В печати даже появятся жуткие статьи, что девочка во время оккупации питалась луковицами тюльпанов, однако, сама Хепберн никогда не произносила ничего подобного.
После войны девушка, едва оправившись от перенесённого шока, отправляется учиться в консерваторию и берёт уроки классического танца. Она смотрелась в зеркало и видела только одно — неуловимое сходство со своим кумиром — Анной Павловой! Однако, ни музыка, ни балет так и не стали её призванием. Хепбёрн решила попробовать свои силы в киноискусстве. Начав кинокарьеру в Европе, девушка сыграла несколько проходных ролей, не принесших ей особой славы.
Одри заметили только тогда, когда в 1951 году она получила очень важную для себя роль — роль балерины в одном из английских фильмов. После этого начинающую актрису пригласили в бродвейскую постановку — «Жижи́». Это была история парижской куртизанки, однако юная Одри сумела так подать эту роль, что даже автор пьески — госпожа Колетт (бытописательница французского демимонда) пришла в восторг.
Но ключевым моментом в карьере Хепберн стало участие в кинофильме «Римские каникулы». Унаследовавшая аристократическую грацию от матери, прелестная Одри идеальным образом подошла роль принцессы. Зрители увидели не только отменные манеры и осиную талию, но и широко распахнутые глаза испуганной, наивной девочки. «У неё глаза, как у Бэмби!» — воскликнули восторженные американские репортёры.
Это звучит, по меньшей мере, странно, однако, умница и красавица Хепбёрн всю жизнь считала себя «плохой» — слишком глупой, невыносимо толстой и ни на что не способной! Что бы Одри не делала, как бы её не расхваливали критики, она всё равно помнила вечно недовольное лицо своей матери… Но пока всё идёт прекрасно — история очередной Золушки в фильме «Сабрина» сделала Одри ещё более популярной.
Киноэпопея «Война и мир», созданная по мотивам одноимённого романа, была построена в соответствии с голливудскими представлениями о России, поэтому она хорошо смотрится, где угодно, но только не на Родине Льва Толстого. Этот кинофильм хорош для нас только одним — работой Одри в роли Наташи Ростовой. Потом был искромётный «Завтрак у Тиффани»… Тогда многие усомнились в том, что Одри подходит на роль экстравагантной Холли Голлайтли, однако, этот фильм сделал… великолепную рекламу ювелирному Дому ‘Tiffany’, существовавшему с 1837 года, но последнее время не входившему в десятку мировых лидеров. После успеха «Завтрака…» украшения разрекламированной фирмы стали пользоваться небывалым успехом.
Кстати, этот фильм сделал дополнительную рекламу ещё одному известному символу дамской элегантности — «маленькому чёрному платью». Можно сказать, что после успеха Одри в этой картине, изобретение Коко Шанель получило своё второе воплощение. Кстати, все наряды для фильма «Завтрак у Тиффани» создал молодой, но невероятно популярный Юбер Живанши. Модельер увидел в Одри свою Музу, именно так, по его мнению, должна была выглядеть настоящая женщина.
…Комедия «Моя прекрасная леди», снятая по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион», замышлялась как грандиозный костюмно-музыкальный проект. Действительно, фантастические дамские туалеты, созданные без особой привязки к описываемой эпохе, ошеломили искушённого зрителя. Немыслимые шляпы, увенчанные перьями и роскошными бантами, наряды, в которых было больше фантазии, чем исторической правды, точёная фигурка главной героини — всё это завораживало.
Очередная история хрупкой Золушки, нашедшей своё счастье, привлекла не только богатством декораций, но и, разумеется, искренней игрой Одри Хепберн. Она была невероятно органична и в замызганном платье лондонской цветочницы, и в гипюровом белом наряде, повторяющем контуры её прекрасного тела.
В 1960-е годы Одри много и плодотворно снимается. Была ли счастлива эта исключительная красавица, имевшая всё — деньги, славу, обожание толпы? У неё не было даже зловредных завистников, ибо она не умела быть по «звёздному» надменной.
Личная жизнь кино-красавиц — это почти всегда пикантный скандальчик. Одри не была фамм-фаталь, не была она и распутницей. Первый её брак с богачом Джеймсом Хэнсоном распался через год после свадьбы. Потом в её жизни был исступлённый роман с актёром Уильямом Холденом. Но и тут судьба не преподнесла Одри ничего хорошего — Холден женат, у него дети и вообще, он не создан для Одри! Причина? Он сделал операцию, дабы не иметь больше детей. Этого было достаточно, чтобы актриса нашла в себе силы порвать отношения.
Но тут на горизонте появляется режиссёр и талантливый литератор — Мел Феррер. После нескольких лет супружества Одри родила долгожданного сына — Шона. Однако бонвиван Феррер не желал довольствоваться тихой семейной идиллией — в его постели всё чаще стали появляться юные актрисы. Скрепя сердце, Одри рассталась с неверным супругом. В жизни Хепберн был и ещё один брак — с психиатром Андреа Дотти, от которого она родила сына Лукаса. Тем не менее, Одри рассталась и с ним — ради молодого актёра Роберта Уолдерса. «Дружба с первого взгляда» — так называла их связь сама актриса, ибо в их отношениях было гораздо больше чисто человеческой привязанности, чем любовной страсти.
…С начала 1970-х её стали снимать всё реже и реже. Эпоха большеглазых худышек прошла — Голливуд отныне нуждался в других героинях. Да и возраст, что называется, брал своё — в 1969 году Хепберн исполнилось сорок лет. Играть порхающих девочек уже было попросту невозможно! Она несколько раз пыталась вернуться в кино, однако, бурная слава Прекрасной Леди осталась в прошлом. Актриса, как и все стареющие дивы, цеплялась за малейшую возможность напомнить о себе, но все её появления на экране сопровождались сдержанной реакцией зрителей и критиков.
Однако жизнь — это не только искусство. Служение людям сделалось для Хепберн главной целью бытия — она становится представителем ЮНИСЕФ.
…Её всё чаще мучили боли в желудке. Поначалу, увлечённая своей миссией, Одри не обращала на них никакого внимания, но когда боль стала нестерпимой, она всё же обратилась к врачу. Доктор сказал ей правду: «Рак». Актриса поблагодарила его за эту прямоту. Говорят, что рак — болезнь, поражающая слишком чувствительных людей, всю жизнь занимающихся «самоедством». Увы, Одри постоянно пыталась доказать себе и миру, что она — не такая уж плохая…
Последние дни актриса провела дома, в швейцарских Альпах. Она никого не желала видеть, кроме Роберта Уолдерса. Её не стало 20 января 1993 года, но для нас Одри Хёпберн навсегда останется Прекрасной Леди из самой красивой сказки.