НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ПО СТАРЫМ СХЕМАМ

НОВЫЕ  ПРОЕКТЫ  ПО  СТАРЫМ  СХЕМАМ

Центрально-азиатский информационный портал «News-Asia» в конце прошлого года  (24.12.2014 г. ) преподнес всем нам «новость» о том, что в Кыргызстане стартовала очередная новая правительственная программа «Безопасный город», которая предусматривает установку камер видеонаблюдения в Бишкеке, Оше и на трассе «Бишкек-Каракол». А также о том, что в  настоящее время проект находится на стадии выбора компании, которая закупит и установит видеоаппаратуру. В Бишкеке, например, камерами будут оборудованы целых 197 перекрестков, 18 общественных мест и  границ города, 200 мобильных пунктов ДПС, ну… и так далее.


Слов нет, очень полезный и необходимый проект, который уже давно реализован  в других цивилизованных странах . Он помогает  ППС и автоинспекции успешно пополнять государственную казну,  бороться с дорожной преступностью, пьяными водителями и просто гражданами,не умеющими ( или не желающими ) ездить по городским дорогам по соответствующим правилам или подчиняться законным требованиям людей в милицейской форме.Давно пора! Однако, чем больше начинаешь представлять  образ  современного и безопасного с этой точки зрения Бишкека, то сразу начинаешь задавать себе какие-то, едва ли уместные на фоне такого замечательного проекта вопросы.Например, а  как совместить далеко не современное  состояние наших  городских дорог с таким современным  проектом? Ведь проект такого плана это  лишь часть нашей дорожной проблемы ( и не главная при этом, главная  то  —  это состояние самих дорог  ).  Сама  же «новость» от «News-Asia» и,  звучащие за нее голоса этот первый  вопрос обходят пока молчанием.
Ну, да Бог с ними. Прямых ответов на проблемные вопросы никто уже и не ждет от нашего правительства.  Однако ниже,мы   все-такиеще вернемся к  так называемой дорожной инфраструктуре, которая имеет к изложенной нами теме непосредственное отношение.
Во-вторых , как многие помнят, самопредложение реализации программы «Безопасный город» в Бишкеке и Оше вовсе не такая уж и «новость».  Принадлежала онов свое времяэкс-премьер-министру О. Бабанову  в начале 2012 года и была одной из идей  молодого премьера, пытавшегосятаким образом«пропиарить» свое понимание реформ. И былаэта идея даже частичнов незначительных размерах реализована в некоторых местах обеих кыргызских  столиц – северной и южной.  Говорят, чтопотом это якобы  повлияло даже на сокращение преступности. И, если это правда, то, скорее всего, только  в тех местах, где и были установлены первые китайские видеокамеры.   Однакос « окончательным решениепроблемы»  все пошло как–то сразу«не так»( а, может быть «так», как уи бывает). Оказалось, чтотендер, победителем которого стала однакитайская компания, был проведен  с серьезными нарушениями. Членам тендерной комиссии, по их словам,  дажене далихотя бы краем глаза взглянуть на  технико-экономическую документацию проекта( об этом рассказывал впоследствии один из членов  тендерной комиссии — депутат Д. Бекешев).  Полный контрольнад проектом  с самого начала взял в свои руки  О. Бабанов и никого к нему не подпускал.  Даже бывшего главу МВД З. Рысалиева, которого вообще в ту пору, по его же собственным признаниям в парламенте, отодвинули от всяких решений по проекту, словно пешку. Хотя о последнем, не смотря на его статус «пешки»,  на заседании ЖК  КР, в апреле 2013 года, посвященному судьбе проекта, один из представителей фракции «Ата-Мекен»  ( с чего бы это? ) стал распространять слух как о должностном лице, который  взял 200 тысяч баксов за то, что тендер выиграла та самая китайская компания.Правда, подобных слухов с указанием конкретной суммы «отката» в адрес самого «попечителя проекта»никто публично не распространял. Или не осмелились, или..?Вместе с тем, результаты  тендера отменили, договор с китайской компанией денонсировали, а проект  заморозили, как говорится  до «лучших времен», но уголовного дела не возбудили, поскольку «материальный ущерб  нанесен не был» ( ? ), и все, кто имел  к проекту близкое отношение  остались довольны, поскольку «свое» наверняка  получили.
Словом, все тоже, все так же, как оно и было уже на протяжении многих лет! Хоть в предреволюционные, хоть в постреволюционные, хоть в переходные или иные другие времена, потому чтов нашей горячо любимой стране ко многим сферам управленияуже давно допущены ( и с неизменным постоянством один сменяет другого )  не государственники, а политиканы, мошенники и барыги.  А главный принцип  у таких «управленцев-менеджеров» на государственной службе, когда они попадают на высокие государственные должности, всем известен — «Отныне  и навсегда перестать быть бедным!». В таком жизненном принципе, согласимся,  ничего предосудительного или нечеловеческого нет. А сам принцип, кстати,  придумал еще два века назад министр наполеоновской Франции Талейран. Но ведь не все же времяи не всем же подряд этот принциптак открыто и бессовестно эксплуатировать, причем только за счет своей собственной страны, которая и так уже ограблена многократно.Ав ближайшем будущем ее ожидают еще более непростые времена в  глобально изменяющемся мире. Ведь надо все же понимать, что  Кыргызстан по своим ресурсным возможностям – это ведь далеко не Россия,  и даже не Китай. Страна может просто сама по себе надломиться в один прекрасный момент.
Но вот прошло некоторое время, и в «верхних эшелонах власти» вновь зазвучали «заинтересованные голоса». « Что у вас там с проектом «Безопасный город»? Город-то становится все опаснее!Спецсигналы  отменили. Везде непробиваемые пробки, особенно в центре, где располагаются офисы главных административных, государственных, муниципальных и  политических структур.  Машин развелось не меряно! Да и сам проект по стоимости – такой лакомый кусок пирога.Упустить, что ли хотите?!  Куда вы его замотали? Два года прошло,  результатов все нет! Надо отменить через суд!»
« А это та китайская компания виновата,  все судится с нашим правительством за понесенные убытки, –стали отвечать им «ответственные лица»,- « ведь частично они этот проект успели реализовать в Бишкеке, затратыпонесли, убытки потерпели. Так что пока правительство не разберется с первым тендером, второго проводить нельзя».  « Э-э-э, вы, что такое несете!?А если китайская компания еще три года будет судиться!? Нам этот проект нужен! Деньги то с чего  брать на жизнь, «детишкам на мелочишку» и прочее?! — уже в полный голос закричали «заинтересованные голоса». Пусть с  теми, которые из прежнего правительствас проектом напортачили, Генпрокуратура разбирается. А проект надо реализовать, и все тут!!»
И проект «Безопасный город» реанимировали. О «реанимации» проекта руководство МВД Кыргызстана заявило в начале сентября 2014 года. Преддверием или предлогом для  «реанимации» стали последние законодательные поправки, которые увеличивают штрафы за нарушение ПДД. Их автором стал известный своей законодательной активностью в парламенте страны депутат от партии «Ар-Намыс» Д. Бекешев, который, кстати, уже входил и в состав прежней тендерной комиссии 2012 год по проекту «Безопасный город», но вышел из нее,  не дождавшись от прежних «инициаторов» технико-экономического обоснования проекта.И потому за этой «инициативой» нам почему-то смутно видится волевой лицо «Железного Феликса».
А в  середине сентября года 2014 года Д. Бекешев даже лично обратился к Президенту А. Атамбаеву с просьбой о принятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения. При этом, в числе мер, содержащихся в обращении Президенту депутат Д.Бекешев предлагает запретить ( кроме автотранспорта Президента и его охраны ) использовать тонировку на автостеклах, отменить «ведомственные и оперативные госномера», лишить сотрудников ДПС право изымать водительские удостоверения и, наконец, профинансировать из республиканского бюджета работы по обустройству городов дорожнойинфраструктурой. И, если мы правильно понимаем, депутат поднял в обращении ту часть проблемы кыргызстанских дорог, которая затрагивалась  в самом начале нашей статьи: регулярные ремонты и реконструкции дорожного полотна, нанесение четкой разметки, установление дорожных знаков-указателей, необходимого уровня освещения в таких местах и т.д.Так вот, забегая немного вперед, мы хотели бы особо отметитьдля читателей один, но существенный момент: из пяти фирм, отобранных на этапе вскрытия заявок для участия в  проекте, ( это, когда тендерная комиссия в прямом эфире ОТРК вскрыла заявки ), последние три вида изперечисленных нами  для улучшения дорожной инфраструктуры взяла на себятолько однакыргызско-российскаякомпания –  «Стилсофт-Бишкек», имеющая в этом деле опыт.
Конечно, на этапе вскрытия  тендерных заявок присутствовали и  присматривалиськ процедуре проведения свободного конкурса другие компании, а не только эти пять. В качестве наблюдателей, например. Потенциально способные инвесторы хотят убедиться ( и это естественно! ) в том, насколько объективно новые власти Кыргызстана способны по новым, не коррумпированным схемам проводить такие вот свободные конкурсы и определять победителей. Но как изпяти компаний, которые прошли во второй тур будет определяться  победитель ?Ну-у уж, конечноо-о-очень ответственно ! Да еще и  в течение целых  двух месяцев, начиная с 1-го декабря 2014г.! С привлечением независимых экспертов, с проведением анализа всей проектно-технической и сметной документации и проч., и проч., и проч.  Проект-то ведь непростой ! Он и масштабный, и передовой,  и ключевой ! Об этом во всеуслышание  сообщил  неискушенной публике через свою пресс-службу и  Агентство «АКИpress»председательтендерной комиссии, он же  — зам. министра МВД  КР  К. Асанов. А  со стороны  правительства проект курирует вице-премьер В. Диль. Это, так сказать, для лучшего понимания расстановки на поле дляигры под названием «Безопасный город». Потому что,  если во время первой попытки  проталкивания проекта в жизнь, «королем» на этом поле был О. Бабанов, а З. Рысалиев«пешкой», то нетрудно предположить, что сейчас В. Диль  — это , по меньшей мере, «ферзь»  или «король». Но может быть, и другой «король». А, если это так, токто может быть таким «королем» из лидеров парламентской коалиции большинства, реанимировавшим проект через ЖК и  с которым  В. Диль тесно связан —  догадаться не трудно!
Чтобы не утомлять вас, перечислим эти компании  по ключевому «имени» в названии каждой. И в таком же порядке, в каком они были названы по публикации в «АКИpress». А дабы читатель смог сам быстро сообразить ( опираясь на простую логику, без напыщенных и пафосных определений,  да всякого  словесного тумана ) — какую из них Кыргызстану выгодно «принять на работу», укажем:  какую цену  они предложили Кыргызстану за реализацию проекта в своих  заявках; в каких странах юридически и фактически зарегистрированы; чьи капиталы, совместно используют, и какой имеют опыт по выполнению подобных работ.
Правда, это только одна сторона сей медали. Важная, но  не главная. Главная  – это сумма «отката», которую наши «герои»- чиновники уже  решили «снять»с компании- победителя, которого они сами же и объявят!!!Уже сейчас. Без всяких там скучных и глубоких экспертиз, про которые так «вдохновенно» рассказал уважаемой публике К. Асанов.  Разумеется, лишь после получения с ее стороны гарантий на «откат» в их сторону, который, как нам стало известно, составляет  — $ 2 «лимона» «зеленых бакинских денег»! И кто из 5-ти участников тендера, прошедших в «финал» уже согласился такую сумму «дать» —  тоже известно!
Но, тем не менее, надо же нашим читателям понять, какая«работа» предшествовала  сегодняшнему «выбору»кураторов проекта.
Вот эти компании:
— Компания «Десса» ( Молдова ) – $ 60 млн.;
— Компания «Топформ» ( Китай ) — $ 49,8 млн.;
— Компания «Озон»( Турция ) —  $ 72,2млн.;
— Компания «Стилсофт-Бишкек»( Кыргызстан-Россия ) —  $ 62,03млн.;
— Компания «Антео»  ( Швейцария )$ 69,068 млн.
Что такое Компания «Десса», которая после китайцев «втиснула»» свои услуги в самую низкую стоимость? Если откровенно, то  непонятно что это за компания. Компания не имеет даже своего сайта, где можно было бы о ней  что-то узнать.Очевидно, что и опыта работы тоже у нее нет, поскольку была она зарегистрирована лишь в августе 2014 года. Известно, что имеет она только одну лицензию, полученную после собственной регистрации,сроком  на пять лет. Не знаем точно, согласилась ли эта фирма на «откат» или нет ( не согласилась, вероятно, деньги-то сейчас у нее откуда, если ее только-только «записали» под наш или какой-то  другой  проект). «Однодневка», сразу видно, а что с такой возьмешь? Очень  ненадежна. А, если еще  возьмутся, да не сделают ничего толком! Скандал разразиться может. «Нет, не надо нам таких «пришельцев», — решили «рулевые» проекта, не приняв во внимание даже того, что протащили эту компанию на тендер как креатуру А. Бообекова – начальника Информационно-аналитического центра МВД  КР.
Вот следующая за ней — китайская Компания «Топформ». Это уже более солидное предприятие.Известно с 1997 года. Является одним из игроков на рынке телекоммуникаций Китая. Да и  стоимость своих услуг оценивает в заявке ниже всех –  $49,8 млн.!Наверное, их бы и надо было нашим «экспертам», предварительно посовещавшись еще примерно месяц, записать на бумажке как наиболее вероятного победителя. Но нет,оказывается, уже всё и без тех самых «экспертов» известно! Победителем, по нашим сведениям,  будет не она, а совсем другая компания. Да и качество у китайцев сами знаете, какое…  Хотя  китайцы ( в отличие от европейцев ), как утверждают знающие люди,  идут на  «откаты». Но, может быть «дают»  не столько, сколько желали бы сорвать с них нынешние временщики из правительства? Эта  компания уже «оборудовала» своими видеосистемами перекресток в г.Оше. Сегодня толком ничего не работает. Опасно их объявлять победителями, скандал сильный может начаться  и весь «шахер-махер» вскроется. За такие «дела»  одна Жыка-эже( депутат парламента с Юга  Ж. А. Жолдошева ) так может «тряхнуть», мало не покажется! Она ведь наверняка об этих неработающих перекрестках в Оше знает!  Еще на первом заседании ЖогоркуКенеша, когда речь зашла о  «размораживании» проекта «Безопасный город», Ж. Жолдошева очень недружелюбно к этому делу отнеслась. Предположила, что инициаторы требуют от парламента одобрения проекта не зря, а потому, что у кого-то из местных предпринимателей из-за  экономического кризиса и удорожания доллара видеокамеры « зависли» —  продать не может! Вот и пытается, таким образом, государствуих всучить.Нет не надо нам таких «головняков», не пойдет!
Но в данном случае ЖылдызканАйтибаевна предположила лишь самое простое, а дело то закручивалось куда как сложнее и масштабнее по замыслу и  деньгам. Депутат ДаниярТербишалиев тожепублично высказал свои сомнения вообще в эффективности  самого проекта. Он считает, что его необходимо реализовывать вместе с реформами всей правоохранительной системы (  ИА «24. kg» 8.12. 2014 г. ). Кстати говоря, правильно считает, потому что система по-прежнему насквозь коррумпирована! Но объясняет он свою позицию, по нашему мнению,  как-то  слишком уж заумно и утопично.
Турецкая Компания «Озон» оказалась тоже какой-то «засекреченной». Полноценной информации о ней совсем немного, кроме странички в фейсбуке на турецком языке. И всю технико-экономическую документацию проекта турки представили тоже на турецком языке, что противоречит тендерной заявке (заявка должна быть составлена на русском языке). «Откат» почти наверняка не хотят давать. У них там  сейчас при президенте Эрдагане о-о-очень с такими делами строго.  При том   заломили туркисамую высокую стоимость будущего контракта — больше $72 миллионов! А сами-то — тьфу,  всего лишь дочернее предприятие, консультант — продавецвидеооборудования.  Установкой оборудования у них занимается совсем другая какая-то фирма –турецкий филиал германской компании «Сварко», что ли!?  Короче, сам черт голову сломит. Нет, не пойдет!
Компания-консорциум «Стилсофт-Бишкек» ( Кыргызстан-Россия ) наоборот имеет о себе много вполне достоверной  и достойной информации, что позволяет судить о ее серьезности и благонадежности как делового партнера. Есть отзывы  заказчиков, по которым можно судить об уже успешно выполненных имипроектах.  Часть российского капитала компании – это собственные заводы и сборочные цеха, расположенные в г. Ставрополе и г. Екатеринбурге. Имеется штат IT-специалистов, способных выполнять задачи по проектированию, установке и сопровождению подобных современных проектов. Ониединственные, кстати, предложили, как мы уже писали выше, дополнить реализацию проекта проведением работ по улучшению дорожной инфраструктуры на всех участках, то есть: нанесение разметки, установление дорожных знаков внесенных в проект. И, несмотря на эту дополнительную работу,  стоимость своих услуг  компания оценивает недорого, находясь на третьем месте после китайской и «липовой» молдавской фирмами«Тогда кто же пойдет, в конце-то  концов?!» – закричали в нетерпении «заинтересованные лица».
Да, вы и сами, уже,наверное, догадались.  В «сухом остатке» -Компания «Антео». А что? Информации о ней много в Интернете. Крупная швейцарская компания с неплохим опытом и  местом в мировом рейтинге компаний по комплексной безопасности. Это серьезное обоснование, и нам на руку играет.  И по размерам стоимости контракта стоит не на первом, а только на втором после турок месте – всего каких-то там $ 69 млн.с хвостиком. И что из того, что она на самом деле только разработчикпрограммного обеспечения и системотехнических решений? Для непонятливых – мозговой центр, который продает дорогостоящие идеи, а исполняют эти идеи другие компании-партнеры. «Антео»  развивает умные города, но никак  не безопасные. Нам до «умного» города еще, как минимум, лет 20. У компании нет ни производственных заводов, ни сборочных цехов. Только разработка программных обеспечений и всё ! А электронный КУБ для них — это вообще новое. Для нашего же МВД  — основа реформы.  Да и не это главное! Главное, что владеют-то этой компанией не швейцарцы там какие, а друзья и единоверцы нашего вице-премьер министра В. Диля. Свои люди!С ними он, вероятно,  близко сработался еще лет  пять тому  назад, когда возглавлял дирекцию по строительству малых и средних ГЭС в рамках реализации проекта «Малая энергетика», а «Антео» строил такую  ГЭС в Иссык-Атинском районе. Поэтому «откат», который требуется, готовы дать хоть сейчас! Так что вопрос решен. «Антео» станет победителем «свободного конкурса» и никто другой!
Правда, есть в этом уже почти, что решенном деле один нюанс. Так себе, всего-то  ничего:  возмещать ведь средства инвестора Кыргызстан будетиз республиканского бюджета – за счет административных штрафов, взысканных за нарушение правил дорожного движения. Из расчета 50% от суммы общих затрат.  Так предусматривалось условиями тендера с самого начала. Но «Антео», согласившись на предложенный кыргызской стороной «откат», настояло на том, что этот процент будет теперь составлять не 50, а  80%.  Таким образом, за «материальное благополучие»  наших чиновников из правительства, которое они создают себе путем таких вот нехитрых «схем», государство должно  возместить из госбюджета за счет нас с вами – малоимущих и средне имущих граждан, не видевших никогда в глаза даже гораздо меньшие суммы, не 36-37 млн. долларов США, как планировалось, а более $ 57 миллионов !
Поэтому порой кажется, что  никакие, даже самые публичные, и на первый взгляд «независимо» обставленные конкурсы, уже, наверное, не спасут страну и ее ресурсы от кулуарных договоренностей ( точнее тайных сговоров ) местных временщиков-бюрократов с нечисто работающими инвесторами, которых хватает и  за кордоном.Почему спросите вы? Ответ прост: потому что у нас в стране никогда не будет создан общественный и гражданский контроль. Менталитет не позволяет!Демонстрация тендеров по телевизору и размещение информации на официальных сайтах – это не контроль, это его профанация контроля! Мы, конечно, не за то, чтобы создавать в Кыргызстане некий РАБКРИН сталинского типа ( РАБКРИН – это Рабоче-крестьянская инспекция в статусе министерства, созданная в первые годы советской власти ). Но, тем не менее,четко и последовательно налаженный общественно-гражданский контроль избавил бы нас от многих проявлений той самой коррупции, борьба с которой, прямо таки не сходит с языка  политиков, политологов, тележурналистов, аналитиковвсех мастей и им подобных,  состоящих на службе«идеологического обеспечения» ныне действующей власти.
И про уж какое такое сложное вскрытие и разоблачение каких-то там очень хитрых схем разворовывания государственных средств в разных ведомствах Кыргызстана весь прошедший год нам рассказывали по телевидению и через другие СМИ ? Ведь по-прежнему у вас под носом , уважаемые « борцы с коррупцией» очень надежно работает старая «добрая» и незамысловатая взятка в виде «отката», которая-то и наносит наибольший материальный и моральный урон  Кыргызскому государству!  И ничего с этим поделать вы не можете! Признайтесь в этом честно, хотя бы один раз публично, господа!

Опубликовал(а)Основной язык сайта
Предыдущая запись
Сауна Бишкек (караоке)
Следующая запись
Любава
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован.

17 + десять =