Компьютерные игры – отличительная черта нашей жизни. Сегодня они стали не только развлечением, но и своеобразным носителем культуры. Безусловно, они имеют мало общего с театром, балетом или выставками, но точно также фиксируют современную мораль и этику.
Никогда раньше у людей не было возможности настолько глубоко погрузиться в мир собственных фантазий и иллюзий: создать семью, организовать собственный бизнес, отдохнуть на необитаемом острове, удариться в авантюру, на которую ни за что бы не решились в реальной жизни. Некоторые из нас еще помнят время, когда у нас и в помине не было игровых приставок, компьютеров, спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета! Вы смело можете назвать себя человеком «той эпохи», если, например,
- помните, как заходили к друзьям в гости, когда хотели погулять, а не звонили по телефону;
- помните, как у кого-то родители купили цветной телевизор и всю вашу дворовую братию пригласили в гости, чтобы его посмотреть;
- вы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковой бутылки, а еще из одной бутылки пили несколько человек, и никто не умер;
- самым лучшим, любимым и продвинутым компьютером для вас была электронная игра «Ну, погоди!»…
В наши дни компьютер, как и любой другой носитель культуры, одни возможности для самовыражения создает, а другие ограничивает.
Современные дети могут легко работать с различными компьютерными новинками. Но главное, чтобы они не попали в зависимость от «компьютерного друга», а все-таки ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Специалисты выделяют следующие признаки зависимости ребенка от компьютера:
- ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
- провел хотя бы одну ночь у компьютера;
- прогулял школу – сидел за компьютером;
- приходит домой, и сразу к компьютеру;
- забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
- испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера;
- увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям – работе, учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес;
- вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает;
- предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает все помыслы.
Исследователи замечают, что без ущерба для здоровья ребенок может работать за компьютером не более 15 минут подряд, подросток – 1-2 часа (замечено, однако, что после 2 часов работы у 73% подростков наступает зрительное и общее утомление)
Компьютер может стать помощником и «другом ребенка», если Вы объясните ему, что с помощью компьютера можно рисовать, создавать музыку, покажете интересные сайты о живой природе, истории и др.
И не забудьте: после работы на компьютере обязательно нужно сделать «зарядку для глаз».