Для меня Япония прочно ассоциируется со словами «каратэ», «сакэ», «суши» и «гейша». Но если каратэ я когда-то занимался, сакэ выпил немало, а суши пробовал дважды, то с гейшами у меня, чувствую, ничего не получится. Никогда. Денег не хватит. Ибо за удовольствие пообщаться с представительницей этой ныне вымирающей профессии надо выложить изрядную сумму. Два часа в обществе гейши стоят около четверти годовой зарплаты среднестатистического служащего. Позволить себе провести вечер в обществе гейши, в обстановке изысканности, остающейся неизменной вот уже три века, могут лишь люди обеспеченные: это удовольствие стоит от 700 до 1000 долларов. Кстати, для европейца гейша и проститутка – одно и то же. Однако это в корне неверно, потому что, в отличие от проституток, секс за деньги не является у них основой во взаимоотношениях с мужчинами. Гейша – это чисто японский феномен, больше ни одна страна мира не смогла создать что-либо подобное. В Древней Греции, правда, были гетеры, которых с натяжкой можно назвать «двоюродными сестрами» японских гейш.
Японское слово «гейся» образовано из 2 иероглифов: «гей» – искусство и «ся» – человек. Так что в переводе получится – «человек искусства». Интересно, что первыми гейшами были не женщины, а мужчины. Кстати, первые женщины-гейши не были красавицами, да и одеты были скромно по сравнению с проститутками юдзё. Интимная близость с гейшей за деньги была делом исключительно редким, к тому же гейши не специализировались на каких-то особенных видах. А для того, чтобы сделать гейшу своей любовницей, мужчине было недостаточно хорошо заплатить – он обязательно должен был обладать ики – элегантностью и утонченным стилем поведения. В отличие от юдзё, гейши работали не только и не столько в «злачных местах». Они приходили по вызовам и на дружеские мужские вечеринки.
Районы, в которых располагались общины гейш, назывались «цветочными улицами» (ханамати). У гейш не было фамилий, а имена переходили по наследству от предыдущих гейш этого ханамати. Гейши не имели права выходить замуж, не «выйдя из бизнеса». Руководили гейшами «матушки» – ока-сан. Гейши-ученицы назывались майко. Переход из майко в гейши обычно сопровождался потерей девственности. Особую популярность гейши получили в конце XIX и начале XX века, когда японское правительство начало активно бороться с проституцией. Поскольку гейши выглядели более благопристойно, нежели юдзё, к ним отнеслись более снисходительно.
В современной Японии до сих пор существуют особые школы по подготовке гейш, куда набирают красивых девушек, обучают их литературе, музыке, танцам, умению вести светскую беседу, носить кимоно.
Самое главное и обязательное требование, которому должна была отвечать молодая японка, стремящаяся стать гейшей, заключается в безукоризненном владении тремя традиционными формами японского национального искусства: пением, танцем и игре на трехструнном музыкальном инструменте. Будущих гейш учат рисованию, каллиграфии, искусству подавать напитки и вести беседу. Именно умение свободно и раскованно, но при этом почтительно говорить является очень важным в профессии гейши. Также гейша обязана обладать эротическим обаянием. В период обучения гейша проводит за уроками по 12 часов в день. Встает около 8 утра, ложится поздно и имеет один выходной в две недели. На то, чтобы стать гейшей, нужно потратить как минимум 5 лет. В прошлые века воспитание гейши начиналось с 10-летнего возраста, сейчас – с 16-летнего. Перед чем поступить в ученицы, девушка заключает контракт с хозяйкой чайного домика: если она захочет изменить профессию, то ей придется откупаться, причем немалыми деньгами.
Увы, профессия гейши вымирает. Если в начале XX века гейш насчитывалось около 80 тысяч, то сейчас их не более двух тысяч.